Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
IMG_2279op.jpg

 Надо было чем-то мерять ....

 В процессе ремонта токарного станка возникла необходимость в проверке перпендикулярности перемещения поперечных салазок к оси вращения шпинделя. Я вспомнил, что есть такая приспособа, которая в простонародье зовется "вертолет". Попытки купить ее ни к чему не привели, а посему было принято решение изготовить самому.

 Здесь я постарался подробно описать процесс изготовления с иллюстрациями и пояснениями.

Выбор линейки.

 У меня в хозяйтве была линейка ЛЧ. Следует сказать, что в оригинале используется линейка с круглой образующей. Значит можно использовать цилиндрическую оправку, если такая имеется под рукой. Длина линейки должна позволять ей провернуться на 180 градусов над станиной. В принципе, один из концов может быть длиннее а другой короче. На мой взгляд, наиболее подходящей, является линейка типа ШП или ШД. Если Вы все-таки решили взять ЛЧ, то учтите один момент. При юстировке линейки нужно использовать одну и ту-же плоскость. Если вы решили двигаться по нижней плоскости, то при перевороте линейки на 180 градусов это уже будет верхняя плоскость. Это важно, поскольку соблюсти абсолютную перпендикулярность к оси конуса при изготовлении не удасться. В случае использования ШП или ШД этого нету. Если корпус прикручен к конусу не очень криво, то девиация показаний индикатора при малом угле поворота линейки (штырь перемещается от низа до верха измерительной плоскости) будет доли деления и этим можно будет пренебречь. Линейки с круглой образующей свободны от этого недостатка, но измерения и юстировку следует проводить по наибольшему значению показаний индикатора, покачивая (поворачивая) приспособление. Это похоже на измерения нутромером, принцип тот-же.

IMG_2206mop.jpg

Линейка.

IMG 2209mop

Конус.

IMG 2208mop

Заготовки корпуса.

Несколько слов о конусе.

 Конус морзе КМ4 был выбран из соображений совместимости со шпинделем. Я взял обычный упорный центр (бракованый с биением около 0,1мм) переточил на фрезерном станке и нарезал резьбу плашкой. На самом деле острой необходимости так делать не было. Вполне можно использовать готовые оправки для насадных фрез или что-либо подобное. Даже, вполне подойдет обычный цилиндр, если у Вас в хозяйстве есть цанговый патрон. Вариантов тут много и простор для творчества огромен.

Корпус.

 Корпус выполнен из трех частей соединенных между собой винтами М8. Требования к корпусу - достаточная жесткость. Конфигурация - произволная.

IMG_2213op.jpg

Разметка корпуса.

IMG 2243op

Придаем форму.

IMG 2252op

Примерка.

IMG_2219op.jpg

Сверлим, нарезаем, прикручиваем.

IMG 2260op

Сборка корпуса.

IMG 2240op

Винты шарнирного крепления линейки.

Крепление линейки.

 Линейка - штука каленая, даже очень. Сверлить сквозное отверстие не очень приятно. С другой стороны, крепление линейки должно предусматривать возможность ее поворота для точного позиционирования перпендикулярно оси вращения шпинделя. На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант - это засверлить два центровых отверстия твердосплавным центровым сверлом и закрепить на двух винтах с коническим хвостовиком. Винты от самопроизвольного откручивания контрятся гайкой.

IMG 2259op

Засверливаем линейку.

IMG 2257op

Контрольная сборка.

Регулировочные винты.

 И последний этап - изготовление регулировочных винтов. Тут одна особенность. Шаг резьбы должен быть минимальным. Это необходимо для обеспечения комфортного регулирования линейки. Чемь мельче шаг, тем легче выставить линейку перпендикулярно оси шпинделя.

IMG_2271op.jpg

Формируем сферические наконечники.

IMG 2272op

Нарезаем резьбу.

IMG 2274op

Устанавливаем ручки на фиксатор резьбы.

  В заключении, хочу сказать, что приспособление получилось отличным. Достаточно жестким, удобным в использовании и легким в наладке. Позволяет быстро проверить направление хода поперечных салазок. А поскольку отверстия в линейке выполнены в нерабочих зонах, то в случае необходимости линейку можно снять с приспособления и исползовать по прямому назначению.

 На этом все. Задавайте вопросы.